|
|
--
|
Модный изобретатель, кутюрье-легенда
|
«Модельер должен быть архитектором в эскизах, скульптором в форме, художником в цвете, музыкантом в гармонии и философом в чувстве меры»
Кристобаль Баленсиага
Кристобаль Баленсиага Эисагуре родился 21 января 1895 года на севере Испании в крохотном городке Гетариа в семье рыбака и швеи. Естественно, на выбор пути Кристобалья повлияла его мать, которая делилась с ним своими идеями и мыслями о красивой одежде.
Когда Кристобалю исполнилось 12 лет, погиб его отец, а вся семья переехала в город Сан-Себастьян, где мальчику предстояло самому зарабатывать деньги и помогать близким. Его отдали подмастерьем к местному портному. В
13 лет он создал свое первое платье, при чем не для кукол или подруг, а для маркизы де Казa Торрес. Она помогает будущему дизайнеру устроиться на службу к Калле де Хернани (Kalle de Hernani), известному в то время дамскому портному. Она также оплатила его обучение в Париже, где у Баленсиаги была возможность наблюдать за работой самой Шанель.
По возвращению в Испанию, молодой кутюрье стал переделывать парижские модели одежды под вкусы местных красавиц. В работе Кристобаль учитывал особенности сложения испанок и их менталитет. Такие переработки французских нарядов пришлись по душе его клиенткам и имели невероятный успех.
Собственное ателье в Сан-Себастьяне Кристобаль открывает в 16 лет, и это не странно, учитывая то, как рано началась карьера парня как модельера. Через 4 года создает там же Дом моды, который назвал своим именем. Еще 5 лет, и его салоны уже были открыты в Барселоне и Мадриде. Баленсиага шил роскошную и очень дорогую одежду из элитных материалов, у него одевалась высшая знать Испании, включая членов королевского двора и саму монаршую семью.
После начала гражданской войны Баленсиага переехал из родной Испании во Францию, которая оказалась очень гостеприимной. В столице моды Дом Баленсиага открылся в 1937 году. Его адрес известен всем знатокам и людям, просто следящим за модой, — авеню Георга V, № 10. Позже номер дома послужил названием для знаменитых духов, созданных Баленсиагой, — Le Dix (1947).
В стиле, в котором творил Баленсиага, нашли отражение «горячие» испанские корни модельера и любовь к строгой и величественной Франции. Модели дизайнера подчас напоминали полотна его великих соотечественников: только лучшие ткани, шлейфы, драпировки, воланы, богатая отделка и кружева.
Для создания своей первой парижской коллекции Баленсиаге потребовалось много средств, что повлекло огромные долги. Он прекрасно понимал в тот момент, что от успеха этого показа зависят его судьба и будущее, и он не ошибся: коллекцию «Инфанты», которая увидела свет в 1939 году, восприняли с большим восхищением. Позже Кристобаль смог отблагодарить всех людей, которые помогли ему финансово и морально.
Модельер презирал массовый пошив, поэтому ориентировался только на эксклюзивные вещи, исходя из предпочтений конкретного лица. За несколько минут с удивительной легкостью он мог превратить обычный кусок ткани в изысканный туалет. Даже во время Второй мировой войны из оккупированного Парижа костюмы от Баленсиаги, вопреки всем опасностям и рискам, вывозились контрабандой. Модельер работал в захваченном фашистами городе ничуть не меньше, чем прежде, при чем темпы производства, как ни странно, только росли. Кроме того, ему удалось возобновить работу ранее закрытого испанского ателье и успешно там торговать.
После окончания войны у Баленсиаги открылось второе дыхание, он стал трудиться еще упорнее. Новый мир просто требовал новой одежды и нового стиля, что стало толчком к так называемой «революция Баленсиаги». Это период, когда кутюрье создал большинство своих изобретений, такие как круглые детали в костюмах: пуговицы, вырезы, кромки кружев и т.д. Именно Кристобаль придумал закругленные воротники с открытой шеей.
Баленсиаге также принадлежит изобретение рукавов на три четверти. Ему мы также обязаны введением в моду широких плечей и приталенных лифов, спущенной линией талии, жакетами и пальто в стиле «сак», юбке-бочонок, платье-туника, блузки без воротника, платье-трапеции и платье-мешок.
12 мая 1958 года модельер был награжден орденом Почетного легиона за творческие достижения.
Баленсиага был очень скрытным человеком. Он редко давал интервью и фотографировался. Работал кутюрье молча, поэтому его ассистентам часто приходилось угадывать желания мастера. Даже за показами своих коллекций Баленсиага наблюдал из-за занавеса, но сам на сцену не выходил. С 1957 года он запретил журналистам посещать свои показы (беспрецедентный случай в истории моды), аргументируя это тем, что они могут сформировать неверное мнение покупателей, которые должны полагаться только на собственное суждение. Пресса знакомилась с коллекцией по прошествии восьми недель. Говорят, что среди своих он бывал не просто элегантным и раскованным, но и остроумным, подчас до язвительности. Наиболее метким в отношении мэтра является определение «денди-отшельник», данное однажды кем-то из журналистов.
В 1968 году, после поездки в Соединенные Штаты, где Кристобаль познакомился с производством готовой одежды, модельер принял решение не перестраиваться, а завершить свою деятельность, поскольку мог позволить себе не следовать законам рынка. Были закрыты салоны в Париже, Мадриде, Барселоне. На публике дизайнер появился в последний раз на похоронах великой Коко Шанель. Свое дело модельер продал, оставив себе только парфюмерную отрасль.
После смерти своего основателя 24 марта 1972 года в городе Валенсия модный дом постепенно угасал. В 1999 году руководство Домом взял на себя другой испанец — Николя Гескьер, у которого получилось то, что не удавалось его предшественникам — вернуть величие марке Баленсиага. Она не просто возродилась, но и вновь обрела статус законодателя модных тенденций.
|