Каждому своему изобретению человечество, несомненно, дало жизнь, преследуя исключительно практические цели. С приходом каждого поколения вещи усовершенствовались, усложнялись, меняли свое назначение, в конце концов. К таким изобретениям относится и обувь.
Обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Материалы наши предки использовали самые разнообразные: древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а также грубая толстая пряжа и даже дерево. Обувь служила человеку средством, которое спасало его от непогоды.
На самых древних египетских фресках часто встречаются изображения шествующего босиком знатного господина, за которым следует его раб, держащий в руках наготове его туфли на случай, если они вдруг понадобятся хозяину. В свое время обувь являлась признаком высокого социального статуса, и простым крестьянам и рабам не дозволялось следовать обычаям своих господ. В некоторых странах, привычка носить обувь считалась «женской» и не приличествовавшей мужчинам-воинам. Рабам часто не разрешалось иметь обувь с целью предотвратить их возможные побеги.
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.
XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире.
В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные сандалии, привязывая их к ноге полосками ткани, что резко затрудняло любой побег. В XVI, XVII и даже XVIII веках знатные городские модницы для защиты ног от уличной грязи иногда надевали уличные сабо или клопфы – башмаки на толстой подошве, закрепленные металлическим обручем.
И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.
В конце XVII - начале XVIII веков произошло еще одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.
Новаторство ХХ века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии, а после Второй мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной, капроном и полиэтиленом.
Со временем обувь стала привлекать внимание все больше. Доказательством тому есть XX век. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Да и нечему здесь удивляться: человечество за этот период сделало огромнейший прыжок во всех сферах, в каждой области науки и искусства.
Касательно искусства. Сегодня все, что предлагает нам мода есть именно результатом творческой работы, все, даже обувь. Производя обувь сегодня, мы уже меньше думаем о ее практическом назначении и больше о стильном, ведь все, что мы сегодня относим к моде, есть неотъемлемым атрибутом выражения собственной индивидуальности.