|
|
--
Согласно историческим сведениям первые ремни появились около III тысячелетия до н.э. в Египте и служили для завязывания схенти (схенти — часть мужского костюма в Древнем Египте, представляющая собой набедренную повязку из неширокой полосы льняной ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом по принципу передника).
Мало того, такие пояса считались священными, и долгое время использовались только фараонами и их приближенными. Обычные египтяне завязывали схенти её же концами или верёвками.
Аскеты использовали в качестве ремней грубую веревку, богачи украшали пояс ремнями из драгоценных камней и металлов, рыцари опоясывались широкими ремнями для защиты жизненно важных участков тела. В бою на ремни пристегивали оружие, а в быту - кошельки и ключи.
В Древней Греции и в Древнем Риме пояса надевали поверх хитона (хитон — мужская и женская одежда, представляющая собой согнутый пополам отрез ткани с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки) и пеплоса (пеплос — одежда, похожая на хитон, но длиннее и с большим количеством складок). А поверх особенно длинных женских одежд приходилось порой одевать и не один, а два пояса, делая двойной напуск.
В Древнем Китае пояс носили поверх халата, кельты носили пояса с женскими платьями.
Впрочем, ремни для фиксации одежды использовали редкие народы – большинство же предпочитало пояса, сделанные из полосок ткани. Ремни как таковые были очень важным элементом одежды преимущественно кочевых народов (скифы, сарматы, тюрки и др.), что объяснялось суровостью способа их жизни: ремень надежно фиксировал одежду при езде на лошади, в отличии от пояса.
Естественно, будучи кочевниками, люди не особо задумывались о том, чтобы украшать одежду, предпочитая практичность и комфорт.
Не имея возможности декорировать одежду полностью, как это, к примеру, делали римляне, предметом украшения у них быстро стал ремень: на него стали вешать накладки из драгоценных металлов, искусно выполненные пряжки, заклёпки и даже морские раковины. Богатство отделки пояса традиционно говорило о статусе человека.
С приходом нашей эры, шнуровые и кожаные пояса, ремни и шарфы стали уже привычными элементами одежды. Их носили византийцы, представители варварских королевств (франки, остготы, вестготы и др.) и славяне. Кожаные ремни варваров славились ювелирно выполненными пряжками: они отливались из золота и серебра в виде птичьих голов, удлиненных пластинок с прорезным рисунком, инкрустировались фольгой и драгоценными камнями.
В XVIII веке пояса и ремни почти полностью исчезли как из мужского, так и из женского гардероба.
Что же касается русской традиции ношения ремня и пояса, то она основательно отличалась от европейской. Так в XIV — XV в.в. на Руси стали носить сразу по два или три пояса в зависимости от пола и социального положения человека, что было обусловлено усложнением славянского костюма. Бояре и дворяне носили кованые золотые и серебряные пояса с драгоценными камнями, кожаные ремни с металлическими и костяными пластинами и шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Кроме того, в ходу были тканые пояса тесмяки (от тесьма), которые представляли собою тканую ленту с пряжкой или крюком на концах. Тесмяки отличались от поясов тем, что были уже последних.
Еще в XIX столетии джентльмены предпочитали подтяжки.Ситуация изменилась только в 1893 году, когда лето было таким жарким, что некоторые смельчаки решили заменить липнущие к спине подтяжки - поскольку по жаре ходить в них было дискомфортно - на более «прохладные» брючные ремни. Решение оказалось настолько удобным, что уже на рубеже веков ремни вытеснили подтяжки независимо от сезона и погоды.
Позже, после Первой Мировой войны, мода на кожаные ремни стала следствием военизации костюма. И с этого времени кожаный ремень стал неотъемлемой деталью как мужского, так и женского гардероба на многие годы вперед.
Сегодня мы связываем ремень совершенно с другими функциями: если раньше он носил чисто практический характер, то сегодня в большей степени декоративный.
|