---
В избранное

История парфюмерии

--
Категория:

Ароматические травы и цветы на протяжении многих веков были неизменными спутниками человека. Слово «парфюмерия» произошло от латинского «fumus» (курение, благовоние, дым). Слово это достаточно молодое, впервые оно было упомянуто в начале XVI-го века, что отнюдь не значит, что до этого люди не использовали ароматические вещества.

Еще за три тысячи лет до нашей эры египтяне использовали ароматические растения в медицине и косметике. В основном ароматические вещества использовались для окуревания помещений и в качестве бальзамов и масел для тела. Ароматы применяли практически везде: они помогали детям появляться на свет, стимулируя и облегчая роды, поддерживали здоровье, сохраняли красоту и молодость, использовались при религиозных обрядах , и, наконец, ароматы применяли при снаряжении умерших в последний путь.

Основной консистенцией для парфюмерных изделий в то время были растительные и животные жиры. Уже тогда использовали красители для придания более эстетичного внешнего вида, а для хранения использовалась специальная керамическая посуда. Впервые были использованы цветы (жасмин) для создания парфюмерии, но это было скорее исключением, чем правилом.

У более поздних цивилизаций, главным образом - у греков и римлян, ароматические масла нашли применение в религиозных церемониях. Документы подтверждают, что древние греки и римляне также немало знали о целебных свойствах масел. К 1000 году н. э. арабский врач Авиценна получал более чистые эфирные масла, сделав процесс дистилляции более эффективным. Приятный аромат, исходящий от человека, в Риме считался символом чистоты и неотъемлемой частью этикета. Притом духами пользовались не только аристократы, но и слуги.

Тёмные века Средневековья с их нечистоплотностью и проблемами воды прогнали культуру парфюмерии из варварской Европы на просветлённый Восток. Там арабы изобрели метод дистилляции, существенно улучшив процесс производства парфюмерии.
В эпоху Возрождения искусство парфюмерии вернулось в Европу. Но тогда духи использовались не чтобы подчеркнуть красоту или индивидуальность человека, но чтобы перебить исходящий от него неприятный запах. Первая фабрика парфюмерии была создана в доминиканском монастыре.

Огромным успехом духи начали пользоваться в XVII веке. В 1656 году во Франции производители духов и перчаток осуществили совместный проект по выпуску ароматических перчаток. Использование парфюма во Франции стало настолько популярным, что даже дворец короля Людовика XV стали называть «ароматным двором», поскольку восхитительными запахами там было пропитано буквально все – не только одежда придворных, но и вся мебель. Впрочем, столь активное использование духов было связано не столько с эстетическими чувствами утонченных французов, сколько с банальным стремлением приглушить другие, далеко не столь утонченные запахи, которыми были пропитаны в то время города.

Одеколон изобрел Джованни Мари Фарина. В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Фарина и сыновья готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии. Душистые масла тоже были натуральными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (еаr de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и повелел завозить ее из Германии.

То, что Франция была по истине «ароматной страной» доказывает и то, что Наполеон за один день переводил до 12 литров духов. Именно он создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый лень с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин был введен в обиход.

Затем Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Carоп») – «отцы» современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком («Chanel№5»).

В 1929 году огромным успехом пользовались духи «Лиу», названные по имени персонажа оперы Пуччини «Турандот». Лиу — служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи «Лиу» становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи «Ночной полет», название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).

30-е годы - расцвет мужских запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака. Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. В честь женщины он назвал их Femme.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики. В 60-х приходится большой «бум» ароматов для мужчин.

70-е годы ознаменовались модой на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

Что касается 80-х, то они запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжёлые, «амбровые» ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.



 
 

 
 
Рассылка новостей
Торговые Центры
 
Одежда и обувь
Полезное покупателю
Полезные статьи 
 
 
 
 
ТЦ Киева, Украины. Скидки, распродажи, женская, мужская, детская одежда, обувь, бижутерия, ателье, Косметика и парфюмерия, Стоковые магазины. Полезные советы и статьи. Мода, стиль, дизайн.
Справочная информация © DomSovetov. Полезные и практические советы. 2010-2022